Буллезный эпидермолиз 

Лого profmedblog.ru

Буллезный эпидермолиз — объединяет целую группу наследственных заболеваний, для которых характерна легкая ранимость кожи, поэтому в дерматологии можно встретить и название «механобуллезная болезнь».

Основной симптом для всех болезней из группы – пузыри на поверхности кожи, имеющие серозное содержимое, которые трансформируются в эрозии с длительным сроком заживления.

Первым термин использовал немецкий врач-дерматолог Генрих Кёбнер в конце девятнадцатого столетия, а последующие исследования выявили множество видов патологии.

Генетики доказали вероятность аутосомно-рецессивного и аутосомно-доминантного наследования болезни, клинические проявления для разных типов патологии имеют существенные различия.

Патогенез патологии длительное время был малоизучен, но когда появилась электронная микроскопия, то удалось визуально увидеть структуру тканей, пораженных заболеванием. Затем были открыты иммуногистологические исследования – иммунофлуоресценция, что позволило лучше изучить патологию.

Эти две методики являются на сегодняшний день определяющими в диагностике, точнее их только генетический анализ. Одновременно с совершенствованием методов изучения буллезного эпидермолиза, менялась и классификация его форм.

Разновидностей патологии множество, их даже затруднительно классифицировать по группам, что пытались сделать дерматологи на протяжении полутора веков.

Итогом явилась путаница и разнообразие вариантов даже в научных трудах.

Самой современной версией можно считать следующую классификацию, состоящую из четырех типов заболевания, дополнительно делящихся на подтипы:

  1. Первым типом является простой буллезный эпидермолиз с двенадцатью подтипами, среди которых наиболее распространенысиндром Вебера-Коккейна, Кёбнера и Доулинга-Меары. Встречается раз на сто тысяч случаев, наследуется аутосомно-доминантным путем или рецессивным, отличается наличием пузырей внутриэпидермиса или субэпидермальных, потому что поражения затрагивают белки эпидермиса.
  2. Второй тип называется пограничным буллезным эпидермолизом, с делением на два подтипа. Один из подтипов сам имеет шесть обособленных форм клинических появлений. Наиболее тяжелая — подтип Херлитца с высокой смертностью. Встречается второй тип раз на полмиллиона случаев, пузыри поражают уровень светлой пластинки, отсюда и термин «пограничный».
  3. Третьим типом считается дистрофический буллезный эпидермолиз с двумя подтипами, отличающимися механизмом наследования — доминантным и рецессивным. Доминантный вариант встречается три раза на миллион случаев, а рецессивный раз на пятьсот тысяч выявлений дистрофического буллезного эпидермолиза. Рецессивный вариант дополнительно делится на клинические формы, где самая тяжелая — подтип Аллопо-Сименса с глубокими эрозиями, заканчивающиеся шрамированием кожи, возможностью контрактуры суставов и поражения слизистых оболочек. Места локализации пузырей – сосочковый слой дермы, отсюда и шрамы, и долгое заживление эрозийных образований.
  4. Четвертый называют синдромом Киндлера, или смешанным буллезным эпидермолизом. Это самая редкая и малоизученная форма данной патологии. Ее выделили в особый тип, потому что пузыри образуются во всех кожных слоях, поражая эпидермис, светлую пластинку, дерму. Пока только известно, что мишенью ферментов является белоккиндлин-1.

Это общепринятый вариант деления, но и ему присуще наличие самых разнообразных клинических симптомов, осложняющих диагностику и прогноз болезни. Работы по более верному структурированию буллезного эпидермолиза ведутся постоянно.

Симптомы

Общим симптомом для всех типов буллезного эпидермолиза является наличие пузырей, затем эрозий на коже человека, как реакция на механическое повреждение. Различия есть в степени выраженности симптомов, их изменениях, местах локализации, времени существования и результатах заживления.

Например:

  • локализованная форма первого типа с подтипом Вебера-Коккейна имеет локализацию лишь на определенной зоне – на руках, стопах;
  • генерализованный подтип Доулинга-Меары захватывает мелкими везикулярными высыпаниями значительную площадь тела, он может быть смертельно опасен для детей, по причине перехода в гиперкератоз;
  • пограничная форма патологии имеет тяжелое течение, особенно подтип Херлитца, так называемый «летальный», с повышенной ломкостью кожи, образованием множества пузырьков и эрозий, на лице, спине, слизистых ротовой полости, с гипоплазией эмали и тяжелым кариесом, а в случае выживания – с контрактурой суставов, поражением почек, потерей ногтей;
  • для легкой атрофической формы пограничного буллезного эпидермолиза присуще наличие обширных высыпаний, с атрофическими участками и рубцами после разрешения, тоже иногда с дистрофией ногтей и рубцовой алопецией;
  • для дистрофического типа почти всегда свойственна генерализация и захват поражениями обширных участков тела, но в случае доминантного варианта течение доброкачественное, а при диагностировании рецессивного варианта может приводить к развитию плоскоклеточного рака.

Еще общими для всех типов патологии считают осложнения:

  • с риском развития шока, если поражения обширны;
  • с присоединением вторичной инфекции;
  • с сепсисом и обезвоживанием больного.

Чем больше область патологических очагов и деструктивнее ее характер, тем выше риск осложнений.

Причины

Этиология часто затрудняет диагностику. Встречаются следующие причины развития патологии, в зависимости от типов и подтипов:

  • мутации генов KRT5 и KRT14 в семидесяти процентах случаев первого типа и нарушения равновесия между ферментами и ингибиторами, в результате чего белкиатакуются, тоже при первом типе патологии;
  • мутации в генах LAMB3, LAMA3, наследуемые по аутосомно-рецессивному пути при втором типе и поражение протеинов в виде коллагена 17-го типа и ламинина-332здесь же;
  • мутации в гене COL7A1, наследуемые доминантно и рецессивно, в случае третьего типа и поражение белка-мишени коллагена 7-го типа тоже при наличии третьего типа.

Патогенез для группы заболеваний под названием буллезный эпидермолиз сводится к ферментной дисфункции тканей кожного покрова, что ведет к разрушению ключевых структурных белков эпидермиса, дермы либо базальной мембраны, нарушению межклеточных связей.

Результат – пузыри даже при незначительном механическом воздействии. 

Диагностика и лечение

Среди доступных методов диагностикибуллезного эпидермолиза числятся:

  1. Осмотр кожных покровов пациента с использованием диагностических тестов в виде механического воздействия на кожу больного с оценкой результата.
  2. Иммуногистологические исследования с помощью моноклональных и поликлональных антител, схожих с основным белком кожи.
  3. Генетические анализы, подтверждающие наследственность анамнеза.
  4. Дифференциальная диагностика с исключением истинной пузырчатки, некоторых форм буллезного пемфигоида, приобретенного буллезного эпидермолиза аутоиммунного характера.

Многостадийность подхода дает отличную точность диагноза, что позволяет назначить эффективное лечение.

Специфического лечения патологии нет. С помощью терапевтических процедур предупреждается развитие осложнений и уменьшается выраженность образований.

Терапия сводится:

  • к назначению преднизолона при тяжелых формах болезни;
  • к антисептическому вскрытию пузырьков, с обработкой их крышки антисептиками и наложением гелиомициновой мази, с последующим наложением повязки;
  • к симптоматическому лечению при осложнениях в виде шока и сепсиса, с использованием противошоковых препаратов и антибиотиков;
  • к облучению кожных покровов ультрафиолетом в целях профилактики.

Поиск успешных методик продолжается генетиками и учеными других областей медицины. Перспективные направления исследований:

  • использование стволовых клеток;
  • белковая терапия и генная.

Но все это пока на экспериментальном уровне, поэтому на сегодня патология относится к категории неизлечимых заболеваний.

Профилактика

Так как прогноз буллезного эпидермолиза трудно определить, среди профилактических мер должны обязательно присутствовать правильный образ жизни и отсутствие поводов для травматизма, бережное отношение к коже и здоровью в целом, антисептическая обработка эрозий и прочих поражений, исключение травмирующих видов спорта и иной деятельности подобного рода.